Последний бой танкистов

Свидетелями этого боя, который произошёл в ноябре 1941 года, стали мальчишки из деревни Чкалово. Подразделение танкистов из состава 6-й танковой бригады ценою своих жизней остановили продвижение механизированной колонны немцев, пытавшихся окружить нашу 56-ю армию, защищавшую Ростов-на-Дону.

С утра, недалеко от деревни Чкалово, танковое подразделение в составе пяти «тридцатьчетвёрок» и четырёх Т-26 заняли оборону. Танкисты замаскировали свои танки, а один из Т-26 был выдвинут к дороге.

Как потом говорили мальчишки, в танах отсутствовала радиосвязь, так как все команды передавались флажками. Не зря говорят, что связь это нерв армии. И с этим в 1941 году в РККА было плохо. Очень большое значение в бою является координация действий. Сколько можно было предотвратить потерь, успев своевременно среагировать на возникающие угрозы.

Танкисты, похоже, хорошо понимали, что у них очень мало шансов выйти из этого боя живыми. Любопытным мальчишкам, прибежавшим поглазеть на боевые машины, они раздали все припасы, которые у них были. Кому досталась тушёнка, кому хлеб, а одному, самому маленькому, командир группы подарил плитку шоколада.

А потом танкисты стали гнать ребятишек домой. Кто-то так и сделал, а некоторые, самые любопытные, спрятались в кустах, недалеко от позиций.

Неожиданно Т-26, стоявший у дороги открыл стрельбу, потом из машины показался танкист и начал сигналить остальным экипажам красными флажками.

И в это время в него попал снаряд. Видимо он поразил боеукладку, потому-то танк в буквальном смысле разлетелся на куски. Все танкисты погибли.

А вдали уже была видна немецкая колонна. В ней были танки, бронетранспортёры, крытые тентом грузовики с орудиями, мотоциклисты. Некоторые уже горели. Выстрелы погибшего танка не пропали даром.

В это время открыли огонь все наши танки, находившиеся в засаде. Вокруг немецкой колонны взметнулись разрывы, но и немцы не остались в долгу.

Мальчишки в ужасе вжались в землю. Как позже выяснилось, все они получили контузии. Вот такой силы был огонь немецкий огонь. От дымов уже не видно было ни наших танков, ни немецкой колонны.

Наши танкисты постоянно меняли позиции, совершали маневры и вели по врагу огонь. А потом в одну из «тридцатьчетвёрок» попал снаряд. Танк остановился, из него пошёл дым, но никто из танкистов так и не покинул машину. Видимо они получили контузию и не могли покинуть машину, а потом танк взорвался. Страшно видеть, как с танка срывает многотонную башню и отбрасывает её на несколько метров в сторону.

 

Вскоре были подбиты два лёгких танка. Один из них вспыхнул, из него выскочили танкисты. Они были похожи на пылающие факелы. Танкисты катались по земле, пытаясь сбить пламя, помогали друг другу. Они все так и остались около своей машины. Это был настоящий экипаж машины боевой! Они вместе воевали, и погибли вместе.

А через пару минут была подбита ещё одна «тридцатьчетвёрка». Пламя охватило её, но танкисты продолжали вести огонь. Машину подбили немецкие танки, идущие в обход наших позиций. Экипаж горящей тридцатьчетвёрки развернул башню в сторону этих машин и несколькими выстрелами уничтожил самоходку и лёгкий немецкий танк. Танкисты предотвратили прорыв наших позиций, но сделано это было ценой собственной жизни.

 

Дым затянул поле и мальчишкам уже плохо было видно развернувшееся сражение. Они видели, как недалеко от них остановился последний оставшийся Т-26. Танкист, выбравшийся из него, ловко взобрался на берёзу и стал в бинокль следить за маневрами немцев. Он заметил, что фашисты снова начали обходить наши танки, и флажками начал подавать сигналы. Немцы обнаружили наблюдателя и попытались его уничтожить. Т-26 пытался им помешать. Но вскоре и он загорелся.

Танкист-наблюдатель кинулся на выручку своему экипажу. Он сумел вытащить из машины обоих танкистов. На нем горел комбинезон, но он смог сбить с себя пламя и потом затушил горящий комбинезон своего командира.

Командир танка, тот самый лейтенант, который угостил мальчишку шоколадом, видимо был человеком сильной воли. Взрывом ему оторвало обе ноги, но он ещё продолжал командовать.

Потом танкист-наблюдатель оттащил командира и механика-водителя в соседнюю воронку.

Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Одни говорили, что немцы, обнаружив танкистов, облили их бензином и сожгли заживо. Другие говорили, что они спаслись, а ночью им помогли добраться до наших.

Из девяти танков прибывших утром, осталось всего две «тридцатьчетвёрки». Но потери врага были значительно больше. Вот загорелась ещё один Т-34. И тогда эта пылающая машина, набирая скорость, ринулась на врага.

Она протаранила немецкий танк. Удар был такой силы, что немецкий танк перевернулся, а «тридцатьчетвёрка», крутанувшись на месте, набрав скорость, ударила бронетранспортёр Немцы кинулись врассыпную. Но силы были неравны и немецкие танки, окружившие «тридцатьчетвёрку», расстреляли её в упор.

Последний оставшийся танк Т-34 ещё долго удерживал позицию. Он не давал немецким танкам ворваться в посёлок. Но, потом немцы развернули зенитные орудия. В результате этого был повреждён мотор и перебита гусеница. Танкисты ещё попытались запустить двигатель, но танк уже окружали немецкие пехотинцы.

Экипаж укрылся в танке. Немцы попытались открыть люки и, когда это им не удалось, стали предлагать танкистам сдаться. Двое немцев даже залезли на танк и начали стучать по люку касками.

Они уже не боялись этот русский танк. Стрелять он не мог, гусеницы сбиты, мотор молчит. Они спокойно стояли вокруг танка и ждали, когда же сдастся русский экипаж. И в это время раздался взрыв. Танкисты предпочли плену смерть и подорвали свою машину. Силой взрыва сорвало башню, вырвало лобовой лист. Все немцы, находившиеся около танка, были убиты.

Горело множество различной фашистской бронетехники. По всему полю валялись тела убитых вражеских солдат. Немцы понесли громадные потери и отказались от дальнейшего продвижения в этом направлении.

 
Фашисты, обозлённые своими потерями, запретили хоронить танкистов. Местные жители хоронили их по ночам в соседней роще.

В журнале боевых действий 56-й армии об этом бое было записано , что 20 ноября 1941 года танкистами 6-й танковой бригады в районе посёлка Чкалово было остановлено продвижение немецкой бронетехники.

Имена этих танкистов, как и их подвиг теперь забыт. Даже нет памятника на их могилах, так как уже никто не может показать точно место, где они захоронены.

Говорят, что «благодарные потомки» устроили в этой роще несанкционированную свалку и теперь она завалена мусором и бытовыми отходами.

Этот подвиг сравним с подвигом защитников Брестской крепости, Сталинграда! Да мало ли на нашей многострадальной земле находится могил неизвестных солдат, которые отдали свою жизнь за Родину!

Как жаль, что многие из них так и остались безвестны, а мы даже не смогли их, как положено, предать земле!

Простите нас за это!