Ослик Яша

В 1942 году немцы рвались в Закавказье. Очень уж нужна им были наша нефть. В случае их потери наша страна оказалась бы тяжелейшем положении. Мы тогда вели оборонительные бои в районе Главного Кавказского Хребта.

Заняв в горах удачную позицию, даже небольшое подразделение может остановить продвижение крупных сил противника.

Наше отделение морской пехоты занимало одну из таких. Отличная была позиция. Отвесные скалы, снизу не забраться, а нам участок дороги виден как на ладони.

Немцы очень хотели отбить или уничтожить эту позицию. Но, попробуй это сделать. Они снизу только появятся, мы их как куропаток щелкаем. Пытались самолетами разбомбить, так у нас пещера была. Они только прилетят, мы наблюдателей оставляем, а все отделение в пещеру уходит.

Одна только проблема мучила нас, это отсутствие воды. Ее выше золота ценили. Да и зачем нам золото в горах? А вот пить всегда хочется. Так что, вода была по выдаче и только для утоления жажды. Даже помыться нельзя было.

У нас грузин был, Шалва Давижба. Пошел он как-то вниз, за продуктами. Стоит около кухни, ждет, когда ему выдадут положенное. А тут ослик недалеко гуляет. Тогда много бесхозной животинки по округе бродило. Хозяева от немцев уходили и не всегда могли забрать с собой животных.

Шалва подошел к этому ослику, почесал его между ушами, потом горбушку хлеба дал ему. Тут ему с кухни закричали, чтобы он забирал продукты. Шалва к кухне, а ослик за ним идет.

Тогда Шалва выпросил у знакомых поваров остатки завтрака и накормил ими ослика, а потом наполнил пару термосов свежей родниковой водой и все это навьючил на него, да еще и продукты сверху привязал. Так и пошли они по горной тропинке на позиции, Шалва впереди, а позади ослик с ценным грузом.

Моряки, конечно, были рады, что теперь у них воды в достатке. В такую жару не очень то хотелось есть, а вот попить досыта и умыться мечтали все.

Шалва, похоже, хорошо знал повадки животных. Вот и сказал, что если моряки и в дальнейшем, хотя иметь воду, то каждый должен своей пайкой поделиться с осликом.

Моряки не поняли причину, но возможность иметь в достатке воду, не вызвало возражений и вскоре все, что моряки оставили, ослик с удовольствием уплетал.

Возник вопрос, как же назвать ослика. Много кличек животных перебрали. Один даже предложил назвать его именем коня Александра Македонского, но тут Леша Андреев, наш ротный балагур заметил определенное сходство ослика с нашим поваром Яшей. К слову скажу, наш повар ничуть не обиделся. Наши тезки даже подружились. Когда Яша приходил за продуктами, на кухне для него всегда находился лакомый кусочек.

Вечером Шалва опять за продуктами отправился и Яшу с собой взял, навьючив его термосами. По прибытию в хозвзвод Яшу снова хорошо угостили. Ночью ослик пасся поблизости, а утром повез морякам на позиции продукты и, самое главное, воду.

Теперь воды у моряков стало в достатке. Можно было и помыться и побриться. Яша оказался неглупой животиной и вскоре он, уже в одиночку, по вечерам отправлялся в хозроту, а утром возвращался на позиции. Бойцы щедро делились пайкой со своим любимцем. Так что это было обоюдовыгодное сотрудничество.

Однажды утром бойцы увидели возвращающегося Яшу. Он, пошатываясь, тащил свою поклажу, а морда его была залита кровью. Ослика быстро разгрузили, а санинструктор осмотрел его раны. Они были не опасны. У него были прострелены оба уха.

Где-то засел немецкий снайпер. Каменистая россыпь вдоль тропинки почти полностью прикрывала нашего ослика, а вот уши возвышались над ней. Видимо немец был хорошим стрелком, раз сумел прострелить оба уха.

Санинструктор обработал боевые раны нашего ослика и забинтовал их. Обессиленный Яша прилег в тенечек за большим валуном.

Вечером Шалва сам решил идти за продуктами. Яше необходим был отдых. Он накормил ослика и собрался было идти, но Яша уже стоял около термосов и ждал когда же его навьючат.

-Наш Яша, настоящий боец, — восхитились моряки — Даже раненый выполняет поставленную задачу.

-Командир, а ведь его надо привязать, иначе Яша снова пойдет вниз. А там немецкий снайпер подловит его. — произнес Шалва. — Немец ведь не успокоится, пока не пристрелит нашего Яшу.

Надо было спасать своего любимца. Моряки немного посовещались и решили посадить в засаду снайпера. Им хорошо был знаком весь маршрут движения, и они примерно догадывались, откуда мог снайпер стрелять по Яше. На охоту за немцем решил идти Ваня Рубахин.

Ваня был сибиряком-охотником и таких стрелков еще поискать надо было. Он определил для себя позицию и теперь имел хорошее преимущество, так как солнце светило немецкому снайперу в глаза.

И вот Яша с забинтованными ушами идет по тропинке, а Иван внимательно осматривает все подозрительные участки. И вот, только Яша добрался до участка, где попал под обстрел, как вдалеке блеснула оптика снайперского прицела. На немецкого снайпера Ивану хватило одного патрона.

Наш ослик не боялся выстрелов, он только остановился и недоуменно посмотрел на Ивана.

А тот, закинув за плечо винтовку, подошел к ослику, погладил его и произнес: — Все, Яша, наказал я твоего обидчика. Теперь можешь свободно ходить.

Вскоре уши у Яши зажили, но дырочки в них так и остались. Однажды кто-то из морских пехотинцев даже цветы в них вставил. Моряки смеялись: — Теперь Яше можно сережки вешать. Он у нас теперь самым модным ослом на Кавказе будет. Может, закажем у ювелира для Яши украшения?

Но, ювелирами для Яши стали немцы.

Против моряков стояли отборные горные егеря. Все они прошли хорошую подготовку для боев в горах. Многие из них были альпинистами.

Немцам очень мешала наша позиция. Они послали двух егерей, чтобы они поднялись по отвесной стене и, зайдя с тылу, забросали наших моряков гранатами.

Только немцы просчитались. Их обнаружили почти сразу и только ждали, когда они поднимутся повыше. Когда немцам до заветной цели осталось всего несколько метров из-за скалы выглянул Иван Рубахин и пригласил егерей «в гости».

Егеря оказались не из простых. Оба были награждены железными крестами. Когда их привел на позиции, Шалва посмотрел на них, потом подошел и со словами: — Вот и сережки для Яши — снял с них кресты.

Вскоре в ушах Яши появились эти украшения. Похоже, они даже нравились ему. Он каждый день добросовестно продолжал выполнять свою работу, а в ушах его болтались немецкие награды.

После этого случая Яша стал знаменитостью нашего участка обороны!