Двенадцать танков из сорокапятки в одном бою

Подвиг артиллерийского расчета Алексея Трофимовича Аликанцева так и остался неизвестен, как впрочем, и многие подвиги, совершенные нашими соотечественниками в годы Великой Отечественной войны.

Их обходили наградами, а они говорили: «Не за ордена воюем». Алексея Трофимовича представляли к званию Героя, но кто-то наверху, возможно и немца живого не видевший, посчитал, что ему за этот подвиг достаточно и «ордена Отечественной войны I степени».

Нет слов, этот орден был очень уважаемой наградой среди солдат. В статусе ордена говорилось, что им награждают за лично один уничтоженный тяжелый танк или за два тяжелых танка, уничтоженных в расчете.

Расчет Аликанцева уничтожил в одном бою восемь танков и подбил четыре. И это они сделали из обычной «сорокапятки».

Это произошло в конце августа 1942 года, когда развернулись оборонительные бои за Сталинград.

Оборонительные порядки нашего стрелкового полка в районе высоты 118.0 были прорваны.  Более пятнадцати танков устремились в направлении Пригородного хозяйства.

Чтобы закрыть прорыв и остановить немецкие бронированные чудовища, расчет Аликанцева выкатил орудия на прямую наводку.

Обычная «сорокапятка» вступила в схватку с более чем пятнадцати машинами, закованными в броню. По аналогии со средневековьем можно сказать, что простой лучник вступил в сражение с рыцарской конницей.

Расчету удалось уничтожить три вражеских машины, но из расчета уже погибли три человека. Убило заряжающего Шанкина, подносчика снарядов Мамотова и ездового Скорохода.

Теперь командир расчета Аликанцев выполнял роль и подносчика и заряжающего.  Наводчику Чебунину удалось подбить еще один танк, но осколком разорвавшегося вражеского снаряда он был тяжело ранен.

У орудия остался один Аликанцев.  Ему теперь приходилось и подносить снаряды, и заряжать, и наводить и стрелять. Немцы всю мощь своего огня обрушили на маленькое орудие, единственной защитой которого был тонкий стальной щит.

Вокруг поднимались разрывы снарядов и мин, а орудие продолжало вести огонь. Немецкие танки вспыхивали один за другим.

Раненый старший сержант вел огонь из маленькой «сорокапятки» до тех пор, пока орудие не было выведено из строя и вести из него огонь стало невозможно.

Тогда Алексей из последних сил, подхватил своего наводчика и отошел на наши позиции. За его спиной пылали восемь уничтоженных танков, а четыре танка, получившие повреждения от его орудия, застыли на месте.

Его командир, майор Доронин, написал на Аликанцев наградной лист уже 30 августа, где описал этот подвиг. Но, кто-то наверху решил, видимо, что уничтожить из «сорокапятки» 12 танков невозможно и герой получил «орден Отечественной Войны I степени».

Да, не за награды воевали!