Это записи из дневника немецкого унтер-офицера, Вилли Менна, командира противотанкового орудия 3-го полка 21-й дивизии.
Если читать весь дневник, складывается впечатление, что этот немец готовился после победы написать мемуары. В его записях имеет место быть чувству расового превосходства германской расы над славянской.
22 июня в 3.05 начался поход германской армии через русскую границу. В 7:00 и мы вступили на литовско-русскую землю в направлении Туорогген и прошли первую линию укреплений, ещё незаконченную.
Местное население… местным жителям не хватало северо-германского понятие красоты порядка, здесь-то активные воля к строительству «первого в мире социалистического государства» могла бы уже показать плоды своих первых трудов. Однако немецкого солдата передергивает отвращение при виде грязи и нищеты, а немецкие крестьяне в солдатских шинелях, качая головой, смотрели на разрушающей дворы, оценивали урожай на полях … Унизительны и условия жизни людей. В одном и том же помещении обычно жили люди, куры и свиньи … Питьевой воды, которые вы привыкли пить, нигде нельзя было найти, везде были грязные, вонючие колодцы, воду из которых у нас не стала бы пить и скотина. … Всё население говорило там и по-польски.
1.7.41г. Мы находились в 500 м от латвийской границы. Сразу же после перехода границы, мы увидели латвийские дворы, которые произвели на нас хорошее впечатление своей аккуратностью и свежестью …. Нигде нельзя было лучше увидеть противоположность славянской и германской культур, как именно на этой границе. С одной стороны литовско- польское славянство- грязь и нищета, с другой стороны латвийско-германский порядок и достаток. Было бы жаль эту страну, если бы она стала жертвой большевизма.
Июль: Эстония. городок Верро(Выру).
Население, большинство которого говорило по-немецки, гостеприимно угощали нас хлебом, молоком и сыром…. Перед зданием стояли добровольцы всех возрастов, записывались в списке и получали оружие…эти партизаны с бело- голубой повязкой на рукаве проделали большую работу. Как только русские части отступили, горстка этих людей заняла местное самоуправление и посадила коммунистов, совещавшихся о взрыве мостов и других актов саботажа. Кроме того, эти борцы за свободу охраняли перекрестки дорог, общественные здания и казармы от вост.коммуны.
…После освежающего купания, мы тщательно занялись своим туалетом. Тщательно чистились, брились, причесывались волосок к волоску. Затем отправились знакомиться с местным населением. Когда же нам выставили бесплатное пиво и откуда-то внезапно городской оркестр, игравший немецкие эстонские песни, то нам не оставалось желать ничего лучшего. Всё население были на ногах и все, кто говорил по-немецки, были счастливы… подошли наши артиллеристы с первоклассным оркестром, тогда, несмотря на жару и разные языки, под музыку двух оркестров начались неутомимые танцы.
Осмотр колхоза: ….наши крестьяне и сельские рабочие при осмотре его, все сошлись в одном, что в Германии скот живёт лучше, чем здесь русские крестьяне.
Три русских бомбардировщика попытались разбомбить мост. Самолеты подбили. Несколько человек из самолётов сумели спуститься на парашютах.
Характерно для большевистского метода ведения войны является в следующий инцидент: обер-ефрейтор бросился к спустившемуся русскому старшему лейтенанту, чтобы взять его в плен. Русский поднял руки, когда обер-ефрейтор подбежал ближе, он выстрелил в него из спрятанного пистолета. Этим, он предопределил свою судьбу…
…На краю деревни в сумерках был сделан привал, здесь же были собраны пленные, среди них офицер, у которого под мышкой нашли спрятанный пистолет. Этим он подписал себе смертный приговор…
Штурм Новгорода.
При осмотре города наши пехотинцы нашли в развалинах одну из знаменитых женщин-бойцов. Когда ее обезоружили, она как фурия бросилась на офицера, стала царапаться и кусаться. Ее еле усмирили. Три здоровых солдата с трудом справились с ней и тычками и пинками заставляли идти вперёд. Для всех нас это было признаком ужасного огрубение всего, что соприкасается с большевизмом. Даже женщины оказались затронуты этим. Не отвечает ни на один вопрос, скрестив руки на груди, отказавшись завязывать глаза, эта женщина с презрительной усмешкой приняла смерть.
Записи обрываются 16 октября.
Вилли Менне был убит на Ленинградском фронте