Немецкие мины-ловушки. Воспоминания фронтового сапера

В январе 1943 года немцы были выбиты с Северного Кавказа. На подступах к Таманском полуострову немцы спешно начали строить оборонительные рубежи. Самые мощные оборонительные позиции получили название «Голубая линия». Эти оборонительные рубежи по мощности укрепления можно было сравнить с линией Маннергейма и линией Мажино.

Я был призван в 1942 году и попал в инженерно-сапёрный батальон. Много работы было у саперов во время прорыва этой оборонительной линии. Мы делали проходы в минных полях, подрывали немецкие доты и дзоты. Немцы отступали. На пути отступления они оставляли многочисленные минные ловушки. Солдат предупреждали, что нельзя поднимать брошенное оружие и вещи, залазить в танки и брошенные автомобили. Всё это могло быть заминировано.

К примеру, как немцы минировал колодцы. Они могли оставить около колодца, якобы забытое ведро, наполовину наполненное водой. На самом деле, к ведру присоединилось взрывное устройство. Или опускали колодезную цепь, а к ней подсоединяли мощное зарядное устройство. Во время попытки наших солдат набрать из колодца воду, она срабатывало. Немцы умудрялись минировать даже пианино. Мы обезвреживание и такие немецкие игрушки.

Были случаи, когда немцы оставляли на столе цветы, кастрюли, утюги, или другую домашнюю утварь. Могли немцы заминировать и входную дверь. Для этого ее снимали с одной петли, и казалось, что это приоткрытая дверь просто сорвана взрывом. На самом деле, такие двери часто оказывались заминированными. При попытке открыть эту дверь, происходил подрыв заряда.

Немцы могли заминировать даже граммофоны или другие музыкальные инструменты. Нередко, если немцы оставляли населённые пункты, они минировали уцелевшие дома.


Очень часто мины находили под ступеньками крылечка. Бывало, немцы, оставляя свои позиции, разбрасывали ложные мины, среди которых обязательно находились настоящие. Или к установленной мине присоединялось другое устройство. Поэтому, мы саперы, обезвредив мину, обязательно проверяли ее на двойное минирование.


Поэтому почти всегда, прежде чем происходила эвакуация трофейной техники, или солдаты размещались на отдых в домах, мы саперы проводили проверку и разминирование объектов. Среди солдат проводилась работа о том, что можно делать на освобожденной территории и что нельзя. Конечно, многие опытные солдаты за годы войны сами научились производить разминирование немецких устройств, но было очень много зеленой молодежи, которые были призваны за пару месяцев до начала боев. Вот для них мины-ловушки и представляли главную опасность.

Нам неплохо помогли немецкие методички, захваченные в ходе наступления. В этих методичках были описаны, различные способы минирования во время отступления. Распространяли эти документы немцы под грифом секретно.. На них даже было написано, что после прочтения, бумаги необходимо уничтожить. Коварство врага не имело границ. Они могли даже заминировать игрушки. Конечно, больше всего это было опасно для мирного населения, особенно детей.


Были и так называемые тепловые мины ловушки, когда взрывные устройства закладывались в печи или дымоходы.

Офицеры и саперы проводили профилактические мероприятия с солдатами и местным населением об опасности подрывы на минах- ловушках . Конечно, это приносила свои плоды. Однако всё равно находились солдаты, которые по своей глупости подорвались на подобных минах. Кто-то увидел красивый офицерский нож или пистолет, кому-то хотелось покататься на шикарной немецкой легковой машине или мотоцикле. В основном, все мины ловушки были рассчитаны на любопытство, невнимательность, торопливость, человеческую слабость. Конечно, это война, и всего не предусмотришь. Законы войны: кто кого перехитрит. И часто эта борьба шла с переменным успехом.

После освобождения Таманского полуострова у нас было очень много работы. Мы разминировали минные поля, снимали мины-ловушки, обезвреживали многочисленные фугасы, которые немцы оставили во время отступления. Количество взрывоопасных предметов исчислялось десятками тысяч.

Может быть, работа сапера была не так заметно, но очень важна. Нам не так часто приходилось сталкиваться с противником лицом к лицу, как пехоте. Но во время наступления мы спасали множество жизней, и я этим горжусь.