Американцы заявляют о «значительном преимуществе» «Абрамсов» перед российскими танками

Выбор лучшего танка в мире — спор, длящийся с Первой мировой войны и неугасающий по сей день. Однако за неимением глобальных военных конфликтов за последние 70 лет, все эти споры решаются, как правило, заочно. Сегодня на мировом рынке бронетехники за покупателя борются уже более 10 производителей машин третьего поколения, но наиболее острое противостояние всё же ведется между отечественной и американской школами танкостроения.

Недавно новостной портал National Interest, сравнивая возможности российских танков и Абрамса, указал на явно преимущество последнего. По мнению интернет-издания, американская машина превосходит своих гипотетических противников благодаря навигационной системе Blue Force Tracker.

Она позволяет в режиме реального времени отслеживать местоположение всех танков и передает информацию как стратегическому командованию, так и непосредственно экипажам. Система призвана существенно увеличить скорость взаимодействия боевых машин, а так же создать максимально достоверную оперативную карту боевых действий.

Впервые она была опробована в 2003 году во время вторжения войск коалиции НАТО в Ирак и весьма неплохо себя зарекомендовала. Начиная с серии М1А1, подобным оборудованием оснащается каждый танк. Кроме того, Blue Force Tracker используется для идентификации боевых единиц американских ВВС и ВМФ, а также экспедиционными частями Великобритании и Германии, что расширяет её возможности до взаимодействия между родами войск и контингентами.

В то же время российская армия использует для схожих целей комплекс Р-168 и систему «Азимут». Первый призван обеспечить связь между экипажами и системами танков в радиусе 30 км. Вторая же включает в себя блок «Глонас», электронный компас и другие средства навигации. Но российский «Азимут» передает информацию о положении техники исключительно командованию, оставляя экипажам только возможность радиообмена. Аналитики National Interest считают это критической недоработкой российского Т-90А, а в перспективе и «Арматы», существенно снижающей их боевую эффективность.

Следует вспомнить основные характеристики обоих участников спора. Абрамс М1А2 SEP — последняя модификация основного американского танка — продолжатель американских традиций танкостроения. Он обладает самым впечатляющим лобовым бронированием — до метра в лобовой проекции башни. Однако это делает его и одним из самых тяжеловесных в своей категории — около 63 тонн. Впрочем, сверхмощный двигатель машины позволяет её нивелировать этот недостаток и развивать высокую среднюю скорость до 68 км/ч. Главным недостатком танка обычно называют отсутствие автомата заряжания , крупные габариты и большой вес, что станет серьезным недостатком при преодолении мостов.

Российский танк Т-90А обладает схожими показателями удельной мощности и вооружения. Бронирование его лба несколько уступает Абрамсу, но защищенность бортовой и кормовой частей выше. Танк заметно меньше своего оппонента, что на первый взгляд является неоспоримым преимуществом.

С другой стороны, малые размеры внутренних отделений принудили конструкторов разместить часть боекомплекта непосредственно в боевом отделении, что существенно уменьшает безопасность экипажа в случае поражения танка.

В целом можно сделать вывод, что обе машины хоть и отличаются друг от друга, но близки по основным боевым показателям. И в этой перспективе более совершенная электронная начинка, в том числе и навигационное оборудование, кажется решающим преимуществом в случае возможного столкновения двух бронемашин.

Но сработает ли это, если твой противник не уступает тебе по своим научно-техническим возможностям и ему по силам «помножить на ноль» эти высокие технологии? Подобных противников у США еще не было за всю их военную историю.

Сухие табличные сравнения тактико-технических характеристик, как известно, часто перечеркиваются во время реальных боевых действий.

Американская Blue Force Tracker «неожиданно» стала давать сбои во время учений и маневров частей НАТО вблизи российских границ.

Ещё летом 2017 года несколько кораблей ВМФ США система ошибочно разместила на суше, в районе города Геленджик — более чем в 30 км от их реального местоположения.

А в ноябре этого года в Баренцевом море, во время учений НАТО, фиксировались серьезные сбои в работе систем GPS. Неизвестно, являются ли эти случаи результатом испытаний российского оружия, однако высоконадежной спутниковую навигацию США уже не назовешь.

В результате, при отказе подобных систем американская техника окажется уязвима перед танками Т-90 и новыми Т-14, чьи экипажи обучены полагаться в первую очередь на данные радиообмена, а ориентироваться, как выразились американские аналитики, «по карте».