Ефрейторское звание в Российской и Советской Армии

Ефрейтор — испорченный солдат, от рядовых отбился, к сержантам не прибился. Лучше иметь дочь-(женщину с низкой социальной ответственностью), чем сына ефрейтора. Чистые погоны — чистая совесть. Какие только эпитеты не сопровождали это армейское звание. Однако первой ступенью в карьерном росте любого рядового советской, а потом и российской армии было звание ефрейтор. Так что же это за звание-ефрейтор?

История звания

Впервые это воинское звание появилось ещё в XVI веке в германоязычных государствах Центральной Европы. Само слово «Gefreiter» в вольном переводе с немецкого языка означает «освобожденный». Подразумевается, что такой солдат избавлен от ряда обязанностей и нарядов. Изначально ефрейторами становились отличившиеся в бою, опытные и надежные бойцы. Им даже доверялось выполнение некоторых командных функций, например, развод караула. Стоит сказать, что от несения самой караульной службы они изначально освобождались. К XVIII веку, с окончательным установлением эпохи профессиональных регулярных войск в Европе, ефрейторам чаще всего вверялось командование низшими тактическими группами — отделениями и секциями. Впоследствии звание неоднократно изменялось — в немецкой армии оно разделялось на несколько должностей (к примеру Оберефрейтор, Гауптефрейтор, Штабсефрейтор), но обязанности ефрейтора при этом практически не изменились. На сегодняшний день его можно найти в структуре армий Германии, Австрии, Чехии и Германии.

Появление ефрейторов в русской армии

В Россию это звание появилось с легкой руки Петра Великого. Фактически он заимствовал его из структуры прусской армии. Несмотря на успехи царя в стандартизации русской армии на европейский манер, звание не прижилось и после смерти Петра долгое время не использовалось. Вновь оно было возвращено в структуру армии лишь при Павле I в конце XVIII века и окончательно вошло в войсковой обиход к 1830-ым годам. В России функции и обязанности ефрейторов мало чем отличались от европейских аналогов.

После октябрьской революции новая советская власть отказалась от звания ефрейтор. Но очевидная необходимость выделения в армейской структуре должности «старшего солдата» привела к его восстановлению в РККА в 1940 году. Отличительным знаком ефрейтора стала одна лычка на петлице, а после реформы 1943 года и по сей день — одна лычка на погоне, вне зависимости от рода войск.

Особенности звания

В российской армии, как и в советской, званием ефрейтор отмечаются наиболее дисциплинированные и опытные рядовые. Кроме того, его получают солдаты, имеющие дополнительную квалификацию или важную солдатскую должность. Так ефрейторами становятся механики-водители, старшие стрелки-гранатометчики, пулеметчики и снайперы, старшие радисты, наводчики орудий и другие. На флоте нет ефрейторов, но им соответствует звание старший матрос.

Ефрейтор является вторым и последним солдатским званием в иерархии российской армии. Часто оно воспринимается как переходная стадия между солдатским и сержантским составом. Это делает его одним из самых неоднозначно воспринимаемых званий в современной армии.

Отношение к званию в армии

В солдатской среде часто бытует пренебрежительное или даже негативное отношение к этому званию, а также к его носителям. Этому есть несколько причин:

Во-первых, по распространенному мнению, его получают «любимчики» командиров. Возможно, такие случаи действительно имеют место, но чаще эта точка зрения безосновательна и связана с банальной завистью. Этим же объясняется отношение к ефрейторам как к «выскочкам». Повышение выделяющегося своими навыками солдата вряд ли может вызвать восторг всех его менее успешных сослуживцев. Впрочем, подобное отношение к поощряемым членам коллектива распространяется на все сферы человеческой деятельности.

Во-вторых, сами новоиспеченные ефрейторы нередко воспринимают свое повышение без энтузиазма. Это связано с возросшей ответственностью и дополнительными обязанностями нового звания. При этом военнослужащий остается лишь солдатом, получая лишь незначительные привилегии. Нужно понимать, что большинство солдат, проходящих срочную службу, стремится к максимальному облегчению и упрощению службы. Они не заинтересованы в повышении и карьерном росте, потому и новое звание не воспринимают в качестве вознаграждения.

В третьих, большинством рядовых ефрейтор не воспринимается как командир, так как является их сослуживцем, быстрее продвинувшимся по службе. Его распоряжения выполняются менее охотно, а сами ефрейторы начинают чувствовать возрастающую дистанцию с бывшими товарищами. Однако новое звание также не сближает его и с сержантским составом. Подобная изоляция вряд ли может понравиться военнослужащему.

Все это долгие годы формировало и продолжает выставлять звание ефрейтор в нелучшем свете. Существуют сотни армейских поговорок, высмеивающих его носителей. Но для профессиональной армии оно остается важным этапом на пути роста солдата, а также средством отбора и справедливого поощрения самых лучших и способных бойцов.

Прислал Russianfreind