Откуда на улицах Питера появились ДОТы

Удивлению приезжих нет предела, когда гуляя по улицам Северной Венеции совершенно неожиданно для них, взору предстает настоящая железобетонная огневая точка — ДОТ. ДОТы в Питере? Откуда они здесь появились?

«Ворошилову.
ГКО назначает командующим Ленинградским фронтом  генерала армии Жукова. Сдайте ему фронт и  возвращайтесь тем же самолетом.
Сталин»

Обои в Челябинске.Низкие цены
Широкий выбор обоев, низкие цены, бесплатная доставка
Широкий выбор обоев, низкие цены, бесплатная доставка
domdecor74.ru
Флизилиновые обои
Виниловые обои
Детские обои
Фотообои
Перейти
Яндекс.Директ

Начало

В сентябре-октябре 1941 года наши войска под командованием Георгия Константиновича Жукова преградили путь наступающим фашистским соединениям. Началась трагическая история Ленинградской блокады.

В первые месяцы 1943 года, когда была уже прорвана блокада Ленинграда, от фашистских позиций до Кировского завода было 6 км, а до теперешней площади Победы 10 км. Расстояние между войсками противников в некоторых местах не превышало 800 м.

Узкий участок фронта, на котором была прорвана блокада в 1943 году, не обеспечивал быстрого изменения общей ситуации. На оборонительных позициях находились части, обессиленные блокадой. Система оборонительных сооружений, которая в спешке создавалась в первые месяцы войны, была почти полностью уничтожена. Фашистская артиллерия систематически разрушала то, что от нее осталось. Войска Вермахта могли оказаться в городе в результате одного неожиданного энергичного наступления.

Решение об устройстве пояса долговременных огневых точек (ДОТ) на южной границе Ленинградского фронта было принято Военным советом в 1943 году, весной. Этот рубеж получил название «Ижора».

Есть девушки в русских селеньях

Все 116 ДОТов возведены за пол-года девушками, которые были бетонщиками, плотниками, нормировщиками, монтажниками…. Слова одной из участниц: «Мы выполняли всю работу за ушедших на фронт мальчиков».

Работали днем и ночью. Работа продолжалась 12-16 часов. Постоянные обстрелы безвозвратно уносили молодые жизни. Вот как рассказывала об этом по воспоминаниям полковника-инженера запаса Н.В. Филиппова одна из участниц этих событий, бывшая нормировщица роты стройармейцев В. И. Доронкина (Фарбьяш).

Территория, на которой приходилось вести строительство, ‒ это поля. Позиции строителей отлично просматривались немецкими наводчиками.

Девушки строили ДОТы в полтора раза быстрее, чем это предусматривалось нормами.

Всего в строительстве принимало участие около 2000 стройармейцев. Командовал всем процессом инженер полковник Ф. М. Грачёв.

Центральный архив

Центральный архив Министерства обороны рассекретил информацию по рубежу «Ижора» в 2013 году.

Документы свидетельствуют: ДОТ ‒ мощное и сложное сооружение. Потолок из армированного бетона. Его толщина превышает метр. ДОТ выдерживает попадания снарядов пушек калибром 150 миллиметров и авиабомб весом 100 килограммов. Наблюдение за врагом и коррекция огня осуществляется с помощью перископа. Боезапас составляет 40 000 патронов.

Проектировщики ДОТов предусмотрели наличие в них систем сантехники, водоснабжения, вентиляции, отопления, охлаждения, связи. Ленинградские ДОТы сберегли жизни множества бойцов, защищавших город.

Объекты рубежа, сохранившиеся до нашего времени, стали объектами культурного наследия в мае 2015 года.

В результате развития города все уцелевшие объекты оказались в черте городской застройки. Московский, Невский, Фрунзенский районы Санкт-Петербурга ‒ их современное месторасположение.

Некоторое время мне пришлось жить во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Один из этих дотов врос в землю в десяти метрах от нашего дома, среди современной застройки.

Я видел его каждый день. ДОТ казался, никому не нужным. Его начали восстанавливать как-то неожиданно. Подлатали выбоину от снаряда, навели порядок внутри, покрасили блестящей серой краской. Этот ДОТ стал памятником суровых военных дней, памятником его восемнадцатилетним строительницам. Впечатление от этого события я записал на бумаге.

Ленинградскому ДОТу

Уже давно в окопах тишина.
Их брустверы примялись и осели.
Исландский мох, как будто седина,
Покрыл виски траншей и бревна щелей.

В сердцах людей полно иных забот.
Одолевают жизненные встряски.
Но видел я ‒ в кварталах новых ДОТ
Покрасили, не пожалевши краски.

На серой краске белой краски след.
Две цифры ‒ сорок первый ‒ сорок пятый.
Из раненной стены стальной скелет
Из арматуры виден сквозь заплаты.

Среди строений стильных он чужой.
Быть может, старику немного стыдно.
Он в землю врос за временной межой.
Тогда. Давно. Из наших дней не видно.

Здесь было поле. Огневой рубеж.
За жизнью смерть ходила на охоту.
И маршал Жуков, затыкая брешь,
Здесь положил российскую пехоту.

ДОТ отслужил. Но все еще крепка
Его стена, и смотрит амбразура,
И проверяет, хороша ль строка?
Мне очень дорога его цензура.

Он днем блестит на солнце, и войны
Уже не помнит, видно, бедолага.
Но вечерами охраняет сны
Потушенных витрин универмага

Рассказ прислал Секо Е.В.

Дот на улице Димитрова» Фото: Дениса Шаляпина
Дот на улице Димитрова» Фото: Дениса Шаляпина