Куда «делись» 5 тонн золота с затопленного «Эдинбурга»

30 апреля 1942 года, в 187 милях к северу от Мурманска, крейсер «Эдинбург» перевозивший более 5 тонн золота, был обнаружен и торпедирован немецкой субмариной — U-456. Крейсер остался на плаву, но 2 мая он был добит немецкими эсминцами и затонул в Баренцевом море.

Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 – ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали.

Кому же предназначалось это золото?

Возможно, это золото предназначалось американцам, но не платой за ленд-лиз, как это считают многие. СССР был включен в программу ленд-лиза только в июне 1942 года. В 1941 году Рузвельт не мог без одобрения Конгресса предоставить СССР кредит для закупки вооружения. По этому, американцы официально закупили золото в 1941 году на выгодных для СССР условиях, выплатив в качестве аванса 90 млн. долларов , на которые производилась закупка вооружения.

Возможно, это золото могло быть частью оплаты тех 40% по советско-британскому соглашению от 16 августа 1941 года, которое не имело к американской программе ленд-лиза никакого отношения.

Погрузка и транспортировка золота велась в режиме наивысшей секретности. По этому, многие исследователи после войны считали золото «Эдинбурга» мифом.

О «золотом крейсере» вспомнили спустя несколько лет после войны. Судоподъемные компании предлагали извлечь драгоценный груз. Однако англичане объявили корабль военным захоронением и запретили вести все работы по поиску «Эдинбурга».

Но в 70-х годах бывший моряк Джессоп организовал фирму и начал добиваться у СССР разрешения на проведение поисковых работ.

В апреле 1981 года было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с частной фирмой «Джессоп марин рикавериз». Фирма получила разрешение на ведение поисковых работ и подъем золота . Контракт был заключен на общепринятых международных условиях: «Без спасения нет вознаграждения». По нему фирма Джессопа получала в случае успеха 45% стоимости спасенного груза. Все остальное делилось между английской и советской сторонами – 1:3.

14 мая 1981 года спасательное судно «Дамматор» обнаружило крейсер, лежащий на левом боку на глубине 250 метров. Подъем золота начали в сентябре 1981 . Работы осуществлялись с судна «Стефанитурм».

Первые дни поисков золота принесли разочарование и лишь на 11 день экспедиции был найден первый слиток..Его вся команда по очереди подержала в руках .

Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 килограмма.

Из-за ухудшения погоды и усталости команды, 5 октября было принято решение прервать работу по подъему груза. 9 октября «Стефанитурм» с золотом пришел в Мурманск.

Распределили золото согласно достигнутой договоренности и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 — Великобритании, 2/3 — СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасенного золота.

Подъем оставшегося золота начали лишь через пять лет, в 1986 году.Выполняла контракт та же фирма.

Всего с корабля было 29 слитков общим весом 345,3 килограмма.

Пять слитков золота весом 60 килограммов не найдены до сих пор и покоятся где то в трюмах корабля.