Зачем на Т-34 ставили катки от «Пантеры»

Недавно наткнулся на любопытное фото знаменитой «тридцатьчетверки». А заинтересовало оно меня тем, что изображенный на этой фотографии танк имел необычные катки ходовой части.

Многие читатели знают, что в годы войны во время ремонта на Т-34 часто устанавливались катки разных заводов, поэтому имеется множество фотографий «тридцатьчетверок» ходовая которых оборудована опорными катками различных конструкций.

Часть катков на одном танке могли быть штампованными, часть литыми или с внутренней амортизацией. Но на этой «тридцатьчетверке» стояли катки от…немецкой «Пантеры».

О том, что Красная Армия нередко использовала трофейную технику, впрочем, как и любая воюющая сторона, известно, наверное, почти всем. Но вот то, что в качестве запасных частей на советский танк устанавливались детали с немецкого танка, известно немногим.

С чем это было связано, вряд ли нужно объяснять.

Нет ничего удивительного в том, что во время наступательных операций Красной Армии, в результате боев и длительных маршей, значительное количество бронетехники выходило из строя, и мог возникнуть дефицит запчастей.

Кому первому пришла в голову идея установить в качестве опорных катков на танк Т-34 опорные катки от «Пантеры», не известно, как неизвестно и то, какое количество танков было отремонтировано подобным способом.

Неизвестно так же, снимались ли эти катки с подбитых «Пантер» или это были катки с захваченных немецких складов запчастей. Но все же, вероятнее всего эти катки были захвачены как запчасти, и какой-то умелец решил: «Не пропадать же добру. В хозяйстве все сгодится».

Что необходимо было сделать, чтобы установить опорный каток «Пантеры» на Т-34?

В руководстве по материальной части танка Т-34-85 сказано, что диаметр его опорного катка равен 830 мм. Диаметр опорного катка танка «Пантера» равен 860 мм. Это очень близкие и не критичные параметры.

Но у Т-34 и «Пантеры» совершенно разные ступицы, поэтому, чтобы установить немецкий каток на Т-34, требовалась его переделка.

Слева каток Т-34, справа каток "Пантеры"
Слева каток Т-34, справа каток «Пантеры»

Для этого внутренний диаметр катка «Пантеры» растачивали до 210 мм, что соответствовало ступице Т-34, установленной на штампованный диск.

Растачивалось посадочное место под ступицу и рассверливалось два отверстия. Еще четыре сверлили заново
Растачивалось посадочное место под ступицу и рассверливалось два отверстия. Еще четыре сверлили заново

На катке «Пантеры» (наверное, правильно будет сказать, на диске) имелось 8 отверстий для крепления его к ступице, но они не подходили для крепления ступицы Т-34. Поэтом, два отверстия на катке необходимо было рассверлить до нужного диаметра, а четыре отверстия просверлить заново.

Чрезвычайно сложной назвать подобную процедуру нельзя и ПТРЗ (подвижные танкоремонтные заводы) достаточно легко справлялись с этой задачей.

При этом, после сборки катка, зазор между его дисками был почти в два раза больше, чем на серийных катках «тридцатьчетверки».

О том, что подобные работы велись на 4-м ПТРЗ, зимой 1944-1945 гг, подтверждают найденные фотографии. Велись ли подобные работы на других танкоремонтных предприятиях – неизвестно.

4-м ПТРЗ на отремонтированном танке Т-34. На танк установлено три типа катков. От "Пантеры", литые и штампованные от Т-34
4-м ПТРЗ на отремонтированном танке Т-34. На танк установлено три типа катков. От «Пантеры», литые и штампованные от Т-34
Рабочие 4-го ПТРЗ ремонтируют Т-34-85. Зима 1944-1945 гг.
Рабочие 4-го ПТРЗ ремонтируют Т-34-85. Зима 1944-1945 гг.

Известно лишь, что в марте 1945 года на научно-испытательном полигоне в Кубинке были проведены испытания по возможности использования катков от «Пантер» на танках Т-34-85.

В результате этих испытаний танк прошел 604 км. и было дано заключение, что монтаж катков от танков Т-V на танки Т-34-85 может осуществляться войсковыми ремонтными частями. При этом отмечалось, что катки «Пантеры», вследствие высокой нагруженности, имеют меньшую надежность по сравнению с серийными катками Т-34.