Непростая ситуация складывается в сирийской провинции Идлиб, что привело к напряженности отношений между Россией и Турцией.
Между странами идут постоянные консультации. Москва и Анкара обвиняют друг друга в нарушении договоренностей, и ситуация далека от разрешения.
И вот на днях министр обороны Турции Хулуси Акар заявил о том, что весной встанут на боевое дежурство ЗРК С-400, которые Турция закупила у России.
Многие СМИ заговорили, что развертывание комплексов С-400 будет нести серьезную угрозу для российской авиации, оказывающей поддержку сирийской армии.
Кто-то считает заявление турецкого министра обороны завуалированной угрозой в адрес России.
Так ли это на самом деле и смогут ли ракеты, изготовленные на российских заводах сбивать самолеты российских ВКС?
Однозначного ответа дать никто не может, но то, с каким спокойствием отнеслись к заявлению турецкого министра в Москве, говорит о том, что существенной угрозы для российской авиации не наблюдается.
Еще в июле прошлого года турецкий политолог Керим Хас напоминал, что любое государство при экспорте высокотехнологического оружия сделает все возможное, чтобы обезопасить себя от того, чтобы это оружие применялось не по назначению.
В качестве примера политолог привел ситуацию, сложившуюся в ходе вторжения Турции на Кипр в 1974 году. Во время этого конфликта турецкие военные не смогли в полной мере применить свою боевую авиацию, так как в поставленные из США самолеты были заложены функции ограничения.
И действительно, прежде чем продать оружие, государство — экспортер должно обезопасить себя против применения этого оружия. Тем более что продается оно стране, которая в любой выгодный для нее момент может стать потенциальным противником.
Керим Хас уверен, и я с ним солидарен, что в экспортных версиях С-400 введены некоторые скрытые военно-технические ограничения, о которых широкой общественности неизвестно.
Как это может быть сделано в наше высокотехнологичное время, стоит только догадываться.
Кто-то утверждает, что это может быть сделано с помощью шпионской программы, которая «спит» в ожидании нужной команды и которую почти невозможно обнаружить.
Другие утверждает, что это можно сделать с помощью крошечной микросхемы, которая позволит получить контроль над системой и в качестве примера приводят скандал, связанный с поставкой китайских серверов в США, где были обнаружены подобные микросхемы.
Так это или нет, возможно ли такое на самом деле, гадать не будем. В наше время возможно все. И турецких военных не стоит держать за дураков.
Так зачем же тогда Турция приобрела ЗРК С-400?
Как заявил турецкий министр иностранных дел, Турции необходимо иметь свою противовоздушную оборону, а не зависеть от НАТО. При этом заявляется, что система С-400 не будет интегрироваться в систему ПВО НАТО.
О непредсказуемой политике Турции, пожалуй, знают все. Страна действует только в рамках собственных интересов.
В случае военного конфликта с Россией у турецких военных есть НАТОвская система ПВО.
Против кого Турция планирует использовать комплексы С-400, стоит только догадываться.
Ни для кого не является секретом, что государство являющееся членом НАТО конфликтует с другим государством, которое, в свою очередь, так же является членом НАТО.
И приобретение в России высокотехнологичного оружия очень не понравилось на Западе и в США. Многие помнят об угрозах США в адрес Турции, если она не откажется от закупок российского комплекса.
Именно поэтому я посчитал уткой прошлогодние ноябрьские известия о том, что Турция дала доступ специалистам из США к ЗРК С-400. Как известно, уже в декабре последовали опровержения этим сообщениям.
Вряд ли турки откажутся иметь в международной политической игре лишние козыри в рукаве, а ведь комплекс С-400 будет являться одним из них и с большой долей вероятности можно сказать, что он предназначен для работы по самолетам стран, входящих в НАТО.
Одним из подтверждений тому, что С-400 не может работать против российской авиации можно считать недавнее сообщение агентства Bloomberg, сделанного несколько дней назад. В сообщении говорилось, что Турция попросила США развернуть на своих южных границах ЗРК «Пэтриот» для сдерживания воздушных атак сирийской авиации, поддерживаемой ВКС России.
Конечно, это можно связывать с тем, что комплексы С-400 еще не готовы, что турецкие военные еще не прошли переподготовку, но я, почему-то думаю иначе.
ЗРК С-400 не способны сбивать российские самолеты, и турецкая сторона об этом прекрасно знает, да и приобретала эти комплексы она совершенно против другого противника.