Наше разведвыход закончился неудачно. Немцы обнаружили нашу разведгруппу еще на подходе, и обстреляли. Хорошо хоть нам удалось отойти без потерь. Однако приказ есть приказ. Его никто не отменял. В штабе дивизии от нас требовали «языка». Нам дали двое суток на то, чтобы мы привели себя в порядок, а потом снова отправились на поиск.
Полярные ночи светлые, скрытно подобраться к немецким окопам сложно. Предложений было много. Как нам захватить немца, и уйти без потерь, предлагали многие разведчики. Некоторые предлагали такие фантастические планы, что опытные разведчики только диву давались.
Больше всего нас поразил план Николая Негоды, высокого статного украинца. В землянки капитана мы проводили свой малый военный совет. Советы сыпались как из рога изобилия. А потом слово взял Николай Негода.
С серьезным выражением лица он начал рассказывать свой план по захвату немецкого «языка».
-Я так думаю. Нимця треба взяти хитристю. Для того його треба виманити на «нейтралку».
— взять немцы на нейтралке, Коля, это конечно хорошая идея, вот только как ты будешь его выманивать из окопа.- произнес один из разведчиков.
—Треба подманить його хитристю. Для цього треба зробити макет оленя. У него треба зализти двум хлопцам. Хлопци почнуть бигати перед нимецькою обороною, и нимци почнуть стриляти. Шоб олень був схожий, нужно настоящую шкуру и рогу. Нимци обязательно буду стриляти, щоб вбити оленя. Им же хочется свижого мясца. Хлопци упадуть, нимци подумають, що вбили оленя и ночью поповзуть за мясом. У цей час ми сцапем их и утащим у свои окопи.
От нашего хохота землянка едва не развалилась, а Коля недоумённо смотрел на нас.
-Хлопци, що вам не нравится?
-Коля кто тебя надоумил разработать такой план?-хохотали разведчики.
-У тебя прямо планы Наполеона или Македонского. — шутили другие.
-У тебя Коля, немец прям настоящий дурак. Ты что правда думаешь, что он за оленинкой полезет?
Коля продолжал недоуменно смотреть на нас, а мы от хохота держались за животы.
И тут заговорил начальник разведки капитан Терещенко.
-Твой план, Коля, конечно интересный. Надо попробовать. Я сегодня же доложу штаб дивизии. Им понравится. У нас в штабе есть два оленя. Думаю, что ради такого дела они одного оленя нам отдадут. Думаю, командир дивизии, не пожалеет ради языка, одного оленя. Мастеров у нас много, и чучело сделают.
Коля довольный заулыбался, а Терещенко продолжил.
-Вот только, я думаю, в оленя полезут не два человека, а один.
-А хто полизе в оленя? — поинтересовался Коля.
-А в оленя, Коля, полезешь ты сам.
-А чому я? — возмущенно спросил Негода.
-Ну как почему? Твой план ты придумал тебе его и выполнять.
Коля ещё не понял шутки, и продолжал возмущаться.
-У мене по плану два чоловика. Один я в оленя не полизу.
-Ты, Коля, для безопасности кольчугу придумай какую-нибудь, чтобы тебя пуля не взяла.- пошутил кто-то из разведчиков.
-Зачем ему кольчуга. — засмеялся Ромашин,- Пусть на голову чугунок оденет, а зад сковородкой прикроет, ни одна пуля не возьмёт.
Мы хохотали до слёз, но в плане Коли была одна дельная мысль. Надо как-то выманить немцев на нейтральную полосу. Но сделать это надо не для того, чтобы взять языка, надо их было выманить под пули снайперов.
Эту идею мы решили воплотить в жизнь. Я занялся поиском и оборудованием снайперской позиции. А через два дня меня вызвал Терещенко, и вручил две снайперские винтовки с необычным приспособлением на конце ствола. Это были глушители.
-Теперь дадим немцам жару.-обрадовался я.
-Сильно ты не обольщайся,- охладил мой восторг Терещенко.-дальше двухсот из неё попасть очень сложно.
Так оно и оказалось. Но всё равно, это было великолепное оружие. Через два дня я, и ещё двое разведчиков, вышли на охоту. Итогом этой охоты стали одиннадцать немецких солдат.
По воспоминаниям И.А Бородулина, старшины разведроты.