Воздушная дуэль Амет-ХанСултана

Многие эпизоды Великой Отечественной войны свидетельствуют о беспримерном героизме советских воинов. Фронтовые воспоминания известного лётчика-штурмовика В.В Пальмова помогают узнать о подобных событиях во время освобождения Крыма от фашистских захватчиков.

Одним из героев книги В.В Пальмова стал выдающийся лётчик-испытатель Амет-Хан Султан. Его имя стало известно после того, как молодой лётчик совершил таран фашистского бомбардировщика. Немецкие пилоты успели выпрыгнуть из падающего самолёта и приземлились на советской территории. Во время допросов экипаж не верил, что их полёт прервал молодой сталинский сокол. При этом асы Люфтваффе утверждали, что противник воевал не по правилам.

В следующий раз наблюдательность Амет-Хана Султана помогла провести дерзкую операцию. Во время патрульного полёта он заметил вражеский связной самолёт. Вместе со своим ведомым он принудил фашистов к посадке, что позволило добыть ценные сведения о расположении противника. После небольшой тренировки Амет-Хан Султан поднял немецкий самолёт в небо и совершил на нём несколько вылетов на разведку.

К 1944 году советские авиаторы завоевали господство в небе. Этому способствовало принятие на вооружение техники нового типа. На смену истребителям типа И-16 с их открытыми кабинами пришли новые скоростные машины. Американская промышленность также поставляла на театр военных действий свою продукцию. Большим потенциалом обладала такая модель, как Bell P-39 Aircobra.


Её возможности в полной мере раскрылись в советских истребительных частях. Положительными сторонами Р-39 были не только усиленное радиооборудование и отличный обзор из кабины, но и мощное бортовое вооружение, а также передняя опора шасси. Однако центральное размещение двигателя приводило к попаданию самолёта в плоский штопор.

Конструкторы и лётчики ВВС РККА внесли доработки в конструкцию и технику пилотирования этого своеобразного самолёта, который стал широко применяться в истребительных полках.

Во второй половине Великой Отечественной войны советские авиаторы контролировали воздушное пространство. Однако фашисты упорно сопротивлялись и пытались применять новые тактические приёмы. Нередко применялось психологическое давление на противника.

Период затишья 1944 года в крымском небе был нарушен одиночным немецким истребителем. Выйдя из пике на малой высоте пилот сбросил на советский аэродром вымпел-послание и незамедлительно удалился. В сброшенном письме содержался вызов на поединок по рыцарским правилам. Обладатель высоких титулов и званий предлагал сойтись, с лучшим советским летчиком, в одиночном бою и доказать своё преимущество. Подобное предложение вызвало различные мнения у личного состава, однако Герой Советского Союза Амет-Хан Султан решил принять вызов.

«Если там какой-то герцог и барон, то я к его услугам. Мой титул не хуже – я хан и султан»– с усмешкой сказал он. Конечно были приняты различные меры предосторожности, и на следующий день противники встретились в бою. По условиям поединка атаки начались после набора высоты 3000 метров.

На земле воцарилась полная тишина и все стали наблюдать за схваткой непримиримых соперников. Каскады фигур высшего пилотажа следовали один за другим, а моторы истребителей работали на предельных режимах. Однако немецкий ас допустил ошибку .

— Вот ты и доигрался фриц поганый! — произнес сквозь зубы летчик, и открыл огонь короткой пулемётной очередью, по самолету противника, попав ему прямо в моторный отсек.

Вскоре над полем боя висел парашют с немецким пилотом, а его некогда грозная машина догорала на крымской земле. Хронометраж этого вылета составил чуть больше двадцати минут.

Самолёт Амет-Хана Султана заруливал на стоянку, когда поисковая команда привезла второго участника воздушной дуэли. В истории не сохранилось имя немецкого лётчика, в памяти присутствующих осталась лишь цифра его побед в небе – около пятидесяти самолётов.

Амет-Хан Султан

После мастерски преподанного урока фашисты снизили интенсивность своих полётов и не пытались повторять различные эксперименты в небе.