Почему немцев часто называют фашистами

«Гнилой ФАШИСТСКОЙ нечисти загоним пулю в лоб…», «Смерть ФАШИЗМУ!», «ФАШИСТСКАЯ Германия»… Эти агитационные словосочетания времен Великой Отечественной войны используются успешно и сейчас. Но параллельно с ними встречаются и другие: «немецкие НАЦИСТЫ», «НАЦИСТСКИЕ концлагеря», «НАЦИСТСКАЯ идеология»… И это – про тех же гитлеровцев. Так кто они – нацисты или фашисты? Или эти понятия полностью тождественны? А если они различаются, почему разница так часто игнорируется?

Близнецы-братья

Если слова «фашизм» и «нацизм» употребляются как тождественные понятия в художественной литературе, агитационной продукции или популярном рассказе, различия можно игнорировать. Нацизм и фашизм – не одно и то же, но общих черт у этих двух античеловеческих идеологий все же больше.

  • Нацизм и фашизм – крайне правые течения; их поклонники ненавидят не только коммунистов и социалистов, но и либералов.
  • Оба эти учения агрессивны и склонны не только к пропаганде войны, но и к ее развязыванию. Мало того, война для них – наиболее приемлемый вариант существования.
  • Социальная база обоих учений – мелкие собственники (владельцы магазинов, мастерских, фермеры…) В личном плане это люди, лишенные каких-то собственных особых талантов, навыков, преимуществ. Классовую борьбу оба учения считают вредной.
  • Фашизм и нацизм – учения антидемократические, они требуют полного подчинения частных интересов (личности) общим (государства и/или нации).
  • Поклонникам обоих течений нужен вождь (фюрер, дуче – неважно). Очевидный вождь должен быть только один, остальные лидеры должны занимать вторые роли. Теоретически таким вождем может быть и законный монарх.
  • Для фашизма и нацизма очень важно единообразие – ценностей, мировоззрения, поведения, даже одежды и прически. Отклонение от образца – уже повод для подозрения в нелояльности, а значит, преступно. Показательно само наименование «фашизм» – от «fascio», в латыни и итальянском – «связка прутьев». Прутья в венике различать трудно.
  • Оба учения пропагандируют культ силы – уступчивость, терпимость в глазах их сторонников являются крупными недостатками, если не преступлениями. Больные и инвалиды считаются ущербными. Фашисты и нацисты культивируют спорт и часто имеют в нем заметные достижения.
  • Экономическое процветание для фашиста или нациста – средство достижения гипотетического «величия», «господства». Эти течения требуют государственного контроля над экономикой, но при этом никогда не выступают против принципа частной собственности.
  • Поклонники этих теорий далеко не всегда называют себя «фашистами» или «нацистами». Режим адмирала Хорти в Венгрии имеет основания считаться фашистским, но не именуется так.

Есть еще одна особенность, которую обычно игнорируют. В странах своего классического воплощения в реальность (для фашизма это Италия, для нацизма – Германия) представители обоих течений создавали силовые отряды, занимались террором на местном уровне, но к власти пришли в результате демократических процедур!

40% немцев голосовали в 1933 году за Гитлера! Муссолини в 1922 году был назначен королем премьером как лидер крупнейшей парламентской фракции! И однопартийность не является обязательным условием существования фашистского или нацистского государства. Однозначно уничтожаются только левые партии.

Общим является и тот фактор, что оба известнейших лидера (Муссолини и Гитлер) не были единоличными «изобретателями» фашизма и нацизма. Одним из идеологов фашизма был известный итальянский поэт Габриэле д`Аннунцио. Гитлер же никогда не скрывал, что многое перенял у Муссолини, а в НСДАП (нацистской партии) имел членский билет за №7.

Разница есть

Но все-таки фашизм и нацизм – не тождественные понятия. Правда, для определения их различия во главу угла часто ставят не самые значимые критерии.

Нельзя опираться на географический фактор. Да, наиболее полно реализована фашистская идея была в Италии в 1922-1943 гг., а нацистская – в Германии с 1933-1945 гг. Но поклонники этих учений есть где угодно (встречаются они и в России). Мало того, украинский интегральный национализм (теория, разработанная Дмитрием Донцовым; на его основе строилась возглавляемая Бандерой ОУН, о которой сейчас слышали все) по сути своей является нацистским учением, хотя не имеет никакого отношения к Германии – Донцов был русским по национальности.

Разница в экономическом устройстве присутствовала. Гитлеровская Германия опиралась на своеобразный государственно-олигархический капитализм – господство крупных концернов под контролем государства. Муссолини в Италии продвигал так называемую корпоративную систему, при которой предприятия превращались не только в производственные единицы, но и в особые формы общественных организаций фашистского толка. Фактически, эта система сейчас процветает во многих «демократических» государствах (все слышали о «корпоративной символике» и «корпоративной этике»?), но продвигает при этом другие ценности, отличные от фашистских. Исторически же разница в экономических системах нацистской Германии и фашистской Италии скорее обусловлена общим уровнем развития и структурой экономики этих двух стран, а не различиями в идеологии.

Отношения с церковью – тоже не слишком важный пункт. Да, Муссолини выстроил более тесные контакты с католицизмом, чем Гитлер с какой-либо из церквей. Но атеизм не приветствовали оба.

«Миролюбие» Муссолини, который якобы относительно мягко относился к политическим противникам, преувеличено. Да, дуче не создал для них Бухенвальда, и при нем было вынесено относительно немного политических приговоров (хотя их много больше официальных 4 тыс. – ведь многое зависит от того, какую статью оппоненту «пришить»). Но с задачей отлично справлялись его боевые отряды «чернорубашечников» – об этом исторически точно рассказал Р.Ролан в «Очарованной душе». В Германии штурмовые отряды Рема были уничтожены вскоре после прихода нацистов к власти, и все обязанности по борьбе с инакомыслием пришлось взять на себя гестапо – отсюда и значительная часть различий.

Различием иногда выставляются «тоталитаризм» нацизма и «авторитаризм» фашизма. На деле «тоталитаризм» – идеальное понятие. Такой строй в реалиях никогда не существовал. Ни одна государственная система не может держаться исключительно на силе и страхе. Поэтому в обоих случаях стоит говорить об авторитаризме.

Но есть и очень важное отличие. Фашизм в классическом варианте не подразумевает национальной и расовой ненависти. Ему пригоден представитель любой этнической группы, лишь бы он был силен и полностью поддерживал фашистскую идеологию. Нацизм же в качестве «полноценного» человека рассматривает только представителей собственной этнической группы (не обязательно немцев – движение WASP в США есть основания полагать нацистским). Определение этой группы не обязано иметь что-либо общее с реальными отличительными особенностями народа (немцы к ариям никакого отношения не имели), но должно быть четким – не зря же в «расовых отделах» даже черепа измеряли! Именно национальный вопрос вызвал к жизни гитлеровский «план Ост» и политику массовых уничтожений людей исключительно по национальному признаку – это была «расчистка территории» для «истинных арийцев», что одни имеют право именоваться людьми.

Соответственно, для нациста вопрос преданности нации и государству примерно равноценен, причем нация даже скорее находится на первом месте (государство рассматривается как форма ее существования и способ ее сохранения). Фашист же обязан подчинять свои интересы только интересам государства. В упрощенной форме можно сказать так: всякий нацист является фашистом, но не всякий фашист – нацист.

Что до антисемитизма как основного признака нацизма – он не обязателен. Да, Гитлер был антисемитом. Но он был не меньшим антиславистом, а наиболее «выбитым» народом в период Второй мировой оказались… цыгане. Теоретически можно представить себе и еврейский нацизм (и похожие учения существуют!).

Как же правильно?

Так какие термины следует использовать, рассказывая о событиях Второй мировой? Если речь идет об Италии – только «фашисты». Нацизм в этой стране никогда заметной роли не играл.

Если речь о гитлеровцах – правильней будет «нацисты». Но можно называть их и фашистами – они и сами так нередко делали. Фактически, советские авторы у них эту двойную терминологию и переняли. Нельзя только говорить просто «немцы» – Эрнст Тельман или члены «Красной капеллы» тоже были немцами, но при том героями борьбы с гитлеризмом. А солдат Красной армии Гитлер (это не шутка – был такой!) даже был представлен к правительственным наградам. Во время войны допускалось именование врага просто «немцем» (смотрим у И.Эренбурга – «Убей немца!»), но это делалось исключительно для простоты формирования пропагандой военной задачи.

Не фашисты

В последние годы на волне «разоблачений исторической лжи» возникла страшная путаница с терминами. В частности, и «фашистами» стали обзывать кого угодно, включая и СССР. Просто внимательное отношение к основным признакам фашизма позволит установить, кто фашистом не является.

Япония времен Второй мировой – не фашистское государство из-за отсутствия вождизма. Микадо – символ, а не реальная власть, которая (как и теория права Японии на завоевания) принадлежала довольно широкому кругу крупных промышленников и военных без однозначного лидера среди них.

Испанские фалангисты Франко – не фашисты из-за отсутствия агрессивности, настроя на войну. Хотя генералиссимус положительно относился к Гитлеру и Муссолини и получил от них помощь в гражданской войне, Испания не примкнула к агрессивному блоку и во время мировой войны сохраняла нейтралитет.

Ну а считать фашистским государством СССР времен Сталина – вовсе нонсенс, и делать так могут только полные неучи. Страна придерживалась коммунистической идеологии – а фашисты всегда антикоммунисты. Классовую борьбу в СССР не только признавали, но и считали важнейшим фактором исторического развития – фашисты с этим были категорически не согласны. СССР не стремился к завоеваниям, даже идея «мировой революции» в сталинское время уже благополучно умерла. В СССР отрицали частную собственность, а государство позиционировалось как лишь средство для обеспечения доминирования класса – не самоцель и не форма существования нации! При таком количестве различий культ личности, однопартийная система, идеологическое однообразие и сильный репрессивный аппарат ничего не решают.

А что со всем этим делать на практике? Правильно употреблять термины и знать, что они означают. А главное – бить фашиста. Разными способами, не обязательно кулаком. Но бить, вне зависимости от того, является он нацистом, или же это просто фашист. Бить любого! Этот призыв военных лет актуальности не утратил.

Автор работы: Марианна