Как немцы помогли танк запустить и что из этого вышло

 

Много ходит легенд и историй о том, как какой-нибудь наш танк заглохший на поле боя, немцы пытались его утащить к себе, но, танкисты запускали машину с буксира и наоборот, брали в плен вражескую машину. Я не считаю это сказками, одного из таких людей я знал и уже рассказывал об этом на страницах своего блога.

Я уверен, что этих случаев было не один и не два, а гораздо больше. Немцы охотно использовали наши танки, оценив их прекрасное для того времени вооружение и броню. Поэтому, нет ничего удивительного, если они эти танки вытаскивали с нейтральной полосы.

Чаще всего в рассказах фигурируют танки КВ-1 и Т-34 и все случаи и происходят в 1941-1943 годах.

КВ-1 весил около 48 тонн, а Т-34 весил 26-30 тонн. У обеих машин стояли двигатели В-2 различных модификаций мощностью 600 л.с. Самым тяжёлым танком у немцев в тот период был Т-IV, весивший в зависимости от модификаций 20-25 тонн и имевший двигатель в 300 л.с.

Запустить наши танки с буксира эта машина могла, так же как и другие, более лёгкие немецкие танки и тягачи, но вот тягаться с нашими танками в «перетягивании каната» им было не под силу.

Вот как об одном из подобных эпизодов рассказывает генерал-полковник Голушко Иван Макарович, в начальный период войны, занимавшийся ремонтом и восстановлением повреждённой техники.

Отремонтированные тридцатьчетвёрки поступили в танковый батальон, а уже на следующий день они вступили в бой. Необходимо было провести разведку боем. Как это делается. На определённом участке пехота иногда при поддержке танков идёт в атаку, имитируя наступление. Разведчики врываются в окопы, хватают «языков» если повезёт и отступают.

Никто не любил это вид разведки, так как он зачастую был связан с большими потерями. Но, в этот раз все прошло удачно, язык был захвачен и тридцатьчетвёрки, осуществлявшие поддержку, начали отходить на свои позиции. При отходе старались не подставлять немецким артиллеристам уязвимые борт и корму, поэтому танки шли задним ходом. В такие моменты механики-водители вели машины лишь руководствуясь приказами командира машины.

И вот, во время отхода, один из танков попал в небольшую ложбинку. Видимо, командир поздно заметил опасность, и танк попал в ловушку. По хорошему, механику надо было попытаться выскочить из этой ложбинки вперёд, а потом просто объехать ловушку. Немцы постоянно обстреливали танки, и механик-водитель попытался выбраться задним ходом. Он попытался это сделать несколько раз, но в то время, когда вокруг него рвались снаряды, он неожиданно заглох.

Уже стемнело. Разозлённые немцы продолжали обстреливать танк и наши позиции, а потом всю ночь постоянно запускали осветительные ракеты и, время от времени, простреливали подходы к танку из пулемётов

Видимых повреждений танк не получил, и все в окопах ждали, что экипаж под покровом темноты вернётся на наши позиции, но время шло, но никто так и не вернулся. Все решили, что экипаж погиб.

Танк единица ценная и его надо было любой ценой вытаскивать с нейтральной полосы. Для того чтобы избежать потерь, танк решили вытаскивать утром, когда туман скроет машину от вражеских глаз. Подогнали к переднему краю четыре тридцатьчетвёрки, одна из которых должна была выполнить роль тягача, а три должны были прикрывать эвакуацию танка.

Но, немцы оказались расторопнее. Наверное, кто-то из немцев решил заполучить железный крест или внеочередной отпуск домой. Немцы ещё практиковали в качестве награды такой вид поощрения. Как бы то ни было, но раздался звук танкового мотора, а потом сквозь клочья тумана показался немецкий танк Т-IV, который на большой скорости подскочил к нашей тридцатьчетвёрке, лихо крутанулся.

Из танка выскочили два немца, быстро размотали тросы и зацепили за них наш Т-34. Необходимо было выручать боевую машину и командир решил попытаться перехватить немца танками, которые должны были эвакуировать с нейтралки тридцатьчетвёрку. Немецкий T-IV вытаскивает нашу тридцатьчетвёрку из ловушки и, увеличивая скорость, тащит её в плен. Но, неожиданно, двигатель нашего танка взревел и немецкая машина, словно наткнувшись на невидимую стену, резко остановилась.

Началось единоборство двух бронированных машин. Обе стороны замерли в напряжённом ожидании. Чья же машины лучше, кто же в этой схватке выйдет победителем? Ревели моторы, но танки почти не двигались с места. Наш механик-водитель начал включать заднюю передачу. В это время немец рванул и потянул нашу машину, но, не пройдя и десяти метров, он словно «обессилел» и остановился. Так продолжалось несколько минут. Над полем стоял рёв танковых двигателей.

Немцы уже не мечтали утащить русский танк, который обладал более мощным двигателем и был более тяжёлым Они мечтали лишь об одном: как бы порвать трос, сцеплявший их с русской машиной. Но, немецкий трос оказался изготовлен на совесть и теперь, то одна, то другая машина тянула соперника несколько метров юзом, потом двигатель от большой нагрузки начинал терять обороты, и водителю приходилось выжимать главный фрикцион.

Немецкий танкист, видимо, попытался переключиться на пониженную передачу, но механик-водитель Т-34 воспользовался этой его заминкой, и рванул на полных оборотах. Теперь уже наша тридцатьчетвёрка, набрав скорость, тащит упирающийся немецкий танк к своим позициям.

Никакая сила уже не могла остановить наш Т-34. Поняли это и немцы, наблюдавшие за поединком. Они открыли по танкам огонь из орудий и миномётов Вокруг машин взметнулись султаны разрывов. Один из немцев попытался выпрыгнуть из машины на ходу, но был тут же сражён осколком собственной мины. Другие члены экипажа решили не рисковать своими жизнями и посчитали, что лучшим выходом из этой ситуации будет сдача в плен. Так и притащила тридцатьчетвёрка немецкий танк, как он не упирался, вместе с экипажем на наши позиции.

Танкисты потом рассказывали, что когда у них заглох двигатель, то они не смогли запустить его, потому что аккумуляторы были слабые, так же не было воздуха в баллонах, для аварийного запуска двигателя. Для Ленинграда каждый танк был ценен и танкисты хотели ночью притащить баллоны, для того, чтобы запустить двигатель, но выйти через аварийный люк не смогли, потому что танк сидел на днище, а выходить через верхние башенные люки было опасно, так как немцы вели за танком постоянное наблюдение.

А потом появились «добровольные помощники», с помощью которых и была запущена машина. Пленные танкисты рассказали, что они были уверенны в том, что русские оставили танк ночью, поэтому так уверенно и приехали за «трофеем», который им оказался не по зубам.

Вот так примерно это происходило