Горбатов, это вам не Батов

Уважали штрафники своего командарма. Он никогда бездумно не бросал людей на бойню. Вот и перед последним рейдом по немецким тылам он приезжал в штрафбат лично, объяснил о цели этого рейда. А еще когда он ходил, при нем всегда палка была. Говорят, он ей мог нерадивого офицера «приласкать».

Рассказывали, что Александр Васильевич Горбатов, как и его знаменитый тезка, Суворов, был неприхотлив в быту и питался из солдатского котла.

Среди фронтовиков ходила про него такая легенда. Была ли эта история на самом деле, не известно, но, зная характер Горбатова, в это вполне можно поверить.

Нами уже был захвачен Рогачев и через Днепр начали переправлять боеприпасы, и пополнение. Лед был непрочный, и саперы бросили деревянный мост, который мог выдержать только легкую технику. Вот и переправляли по нему только войска и автомобили с орудиями, патронами и снарядами. Мост был очень узкий и движение по нему можно было вести только в одном направлении.

Горбатов приказал назначить коменданта моста и, чтобы не было сбоев в переправе, строго-настрого приказал в первую очередь пропускать только автомобили, направляющиеся к передовой. В обратную сторону, пока движется техника к фронту, не пропускать никого, невзирая на чины и звания.

И вот по переправе в сторону линии фронта движутся колонны техники. Поток ни на минуту не прерывается, даже затор на берегу небольшой образовался. Но, комендант переправы умело разбирался с возникающими ситуациями. На противоположном берегу тоже скопилось уже немало автомобилей, но пропустить их не представлялось никакой возможности. Для этого надо было остановить всю технику, идущую к передовой.

Было на этом берегу и несколько «виллисов», на одном из которых, как позднее выяснилось, был сам командарм. Ему надоело ждать, он подошел к майору и потребовал, чтобы ему немедленно дали возможность переправиться на другой берег. Мы точно не знаем, что и как там было. Возможно, этот майор в запарке не узнал Горбатова, но фактом было то, что он заявил ему, что у него приказ командарма о беспрепятственной переправе боеприпасов, техники и живой силы к фронту, так что товарищ может идти лесом со своими требованиями.

Командарм, не ожидавший такого ответа от майора, разозлился и огрел его по спине своей знаменитой палкой. То, что произошло дальше, никто не ожидал. Майор развернулся и дал генералу сдачи, да так, что он через низенькие перила моста перевалился.

Шум поднялся неимоверный. Майора скрутили, генерала подняли с земли, шинель ему очищают. Начальник охраны и ближайшее окружение интересуются, что делать со строптивцем: под трибунал и в штрафбат или же на месте шлепнуть, за то, что поднял руку на командарма.

Но, Горбатов вдруг потребовал принести флягу, в которой у него была водка, а майора приказал отпустить. Все, кто знал Александра Васильевича, были поражены. Этот человек никогда не курил, не пил и не сквернословил. Выпить он пообещал только в честь Победы.

Удивленный адъютант принес флягу и передал ее Горбатову. А он, отвинтив крышку-стаканчик, и налив ее до краев протянул ее майору, который уже ждал самого жестокого наказания.

Александр Васильевич похвалил майора за то, что он ответственно выполняет поставленную задачу и извинился перед ним за свой поступок: «Моя палка столько дураков учила и вот, первый раз умного встретила. Продолжай нести службу майор в том же духе, а за образцовое выполнение задания командования будешь награжден».

На этом инцидент был прекращен. Когда и как переправился на другой берег Горбатов, история умалчивает