Ахиллесова пята легендарной «тридцатьчетверки»

Я любил свою новую «тридцатьчетверку», а еще молился на своего мехвода, которого в экипаже все звали Максим Захарович. Он не раз спасал нашу машину, вовремя заметив опасность и ставил танк под таким углом, что зачастую снаряд уходил в рикошет. А свою машину я звал «ласточкой». Это была уже не та Т-34, с 76-мм пушкой, на которой я начал воевать. В середине 1944 года к нам в бригаду начали поступать «тридцатьчетверки» с новой трехместной башней.
Теперь командиру не приходилось и стрелять, и командовать и наблюдать за полем боя. По моему мнению, в начале войны «тридцатьчетверка» была великолепным танком, но вот совмещение обязанностей командира машины и наводчика орудия были большим минусом в современном маневренном бое.
Во время оборонительных действий, еще куда ни шло, можно было и следить за полем боя и стрелять, но вот во время наступления, когда обстановка меняется ежесекундно, только по сторонам успевай смотреть, не затаился ли где расчет немецкой противотанковой пушки, или не спрятался ли где фаустник, третьего члена экипажа катастрофически не хватало.
Отсутствие разделения в экипаже наводчика и командира очень сильно снижали прекрасные боевые качества этого танка. Ведь до 1943 года нам хватало и брони и мощности пушки, и лишь при появлением у немцев новых тяжелых и средних танков стало понятно, что прекрасное орудие Ф-34 уже слабо для этого танка.
Я знаю, что специальные комиссии изучали подбитые и наши и немецкие танки. Так вот, выяснилось, что большинство «тридцатьчетверок» поражались в борта. Это говорило о том, что командир танка во время не мог заметить опасность.
Ведь главное оружие нашего танка, это пушка и пулемет, спаренный с орудием. Пулемет стрелка-радиста во время боя был малоэффективен. Обычно во время атаки стрелок-радист видел или небо или землю, а стрелять, имея очень ограниченный обзор было почти невозможно. Ценили мы пулемет ДТ, когда подбивали танк или необходимо было его по какой-то причине охранять. В таких случаях стрелок-радист снимал пулемет с крепления и охранял танк снаружи.
Да, мы командиры танков, любя свои машины, больше всего страдали от отсутствия обзора и от того, что часто не успевали во время заметить опасность. Это было известно всем. Я помню, как к нам пришли новые «тридцатьчетверки» в 1943 году, с башней «гайкой», на которой стояла командирская башенка. Конечно, обзор увеличился значительно, но опять же, во время наступления, командир, выполняя обязанности наводчика, не мог воспользоваться этим .
Кстати, мы как-то отбили у немцев нашу же тридцатьчетверку, но фрицы на нее уже приварили командирскую башенку. Они тоже страдали от недостатка обзора. Этот недостаток был выявлен еще до принятия Т-34 на вооружение и и вскоре началось проектирование нового танка Т-34М, и это было сделано еще до начала войны. Но сделать этот танк не успели. Началась война и фронту были нужны танки, а «тридцатьчетверка» на тот момент вполне соответствовала духу времени и могла выполнить поставленные перед ней задачи.
Постоянно шла работа над модернизацией Т-34. Устранялись различные детские болезни. А в 1944 году в войска пошли танки Т-34-85, которые можно назвать по настоящему: «Оружием Победы». А как радовался мой механик-водитель, когда мы получили свою «ласточку» с мощным 85-мм орудием.
Но ему больше всего нравилось, что на танке стоит новая, пятиступенчатая коробка передач и планетарный механизм поворотов, что значительно повышало маневренность машины и облегчало управление . Да и броня уже была иная. Теперь при рикошете снаряда о башню или корпус танка, не было ранений экипажа осколками отколовшейся брони. Она стала более вязкой.
А я стал командиром танка, уже по настоящему. Я мог следить за полем боя, указать наводчику приоритетную цель, которую нужно было уничтожить в первую очередь. Бывало даже, что членов экипажа не хватало, и мы шли в бой без стрелка-радиста. Я полюбил новую машину. А с новым 85-мм орудием, стреляя подкалиберным снарядом, мы довольно уверенно могли пробивать лобовую броню немецкого «Тигра» уже на расстоянии в 1 км. С «Пантерой» было примерно то же самое.
Поэтому, введение в экипаж танка освобожденного командира, многим экипажам спасло жизнь. Ведь в боях победителем обычно был тот, кто первым обнаруживал противника и это было аксиомой. Первый увидел, первый выстрелил, значит будешь жив.
Да, конечно, новые немецкие танки были очень сильными и серьезными противниками, особенно «Тигры». Но сколько этих машин было сделано? 1500 штук, а может чуть больше. И не могли эти машины везде успевать, да и не везде со своей большой массой могли проехать. Мосты, по которым свободно проходила «тридцатьчетверка», зачастую не держали тяжелого «Тигра».
Поэтому я и считаю «тридцатьчетверку» лучшим танков Второй Мировой войны. Хотя это понятие-лучший танк, не правильное. Лучший танк-это не самый мощный и сильный, а самый эффективный. И в этом «тридцатьчетверке», особенно Т-34-85, не было равных. А на второе место я бы поставил американски танк М4 «Шерман», различных модификаций.
Хотя сами американские танкисты называли из «бензиновыми зажигалками», но нашим танкистам они пришлись по душе, а третье место я бы отдал немецкому танку Т-IV с длинноствольной 75-мм пушкой.
Этот танк был очень достойным противником. Все эти машины можно смело назвать рабочими лошадками войны. А различные «Тигры» и прочие кошки с мощной броней и сильной пушкой, это очень хорошие противотанковые средства. Но они были сложными в производстве и их было выпущено очень мало.