Рассказ фронтовика: «Я видел громадный немецкий танк»

Михаил Агафонович Шарыгин во время войны командовал самоходной установкой СУ-76. В конце войны, в Цоссене, ему посчастливилось увидеть секретный немецкий танк «Маус», которого он называет «Мамонтом». Вот об этом он и рассказал:

«Я поддерживал пехоту, которую теснили немцы. И вот оказался со своей самоходкой в лесу, а немцы уже обошли. Мы стали уводить свою машину. Когда разворачивались, она села на брюхо, я выскочил посмотреть, как нам лучше выбраться. Немцы открыли по нам огонь. Я поглядел, забрался обратно в машину, дал команду мехводу. Когда проезжали мимо того места, откуда немцы нас обстреливали, я выпустил полный диск ППШ, но, похоже, немцы уже ушли оттуда.

После этого мы там крутились, вертелись, а потом оказались в городе Цоссен. В Цоссене находилась ставка Гитлера, последние дни ее существования. ( Рассказчик ошибается, это была не ставка Гитлера. В окрестностях Цоссена находились различные спецобъекты: Цеппелин, командный центр Майбах )

                                                   Остатки командного центра в наше время

Был там какой-то «Штамлагерь». Что это такое, я не знаю, Но там были бараки с железобетонными крышами. Бараки широкие, пустые, железобетонные крыши толщиной сантиметров тридцать. Крыши высокие, острые, и в нём был люк в подземный ход. А в лесу был стадион. Я там ходил, крутился, в люк лазил.

Там уже были наши специалисты. Видел огромное помещение под землей, полки которого были завалены документами. Наверное, это был какой-то архив. Ребята, которые были там, увидели меня.

— Ты чего здесь лазишь?

— Да вот, просто посмотреть хочу.

— Сюда нельзя.

Я пошёл дальше и увидел наших специалистов. Они разбирали танк, который называли «Мамонт». Это не я придумал, это они так его называли. Я подошёл поближе поглядеть. Они говорят: «Не подходи, нельзя».

Они разбирали трансмиссионную часть, все детали складывали в ящички и запаковывали. И вот я спрашиваю.

— Что это за штука?

— Это танк «Мамонт»

(Это был танк «Маус» и действительно, один танк немцы установили перед входом в здание своего генерального штаба в Цоссене. Возможно, специалисты, видя размеры этого танка, назвали его » Мамонтом»)

Именно в таком виде был обнаружен «Maus» нашими войсками. Во время маневрирования у танка вышел из сторя двигатель и машину пришлось взорвать

Сказали, что немцы построили три таких танка. Где были другие, я не знаю. В стороне лежала башня. В ней две спаренных пушки. Одна пушка 75 мм, вторая порядка 120 мм.(Второе орудие «Мауса» было калибра 128 мм)

Башня чуть не с нашу «тридцатьчетверку». Они сказали, что это махина весит 120 тонн. ( Конечно, тогда Михаил Агафонович узнал только приблизительные данные. Танк с башней весил около 190 тонн). Специалисты сказали, что эти танки нигде не были, так как их не может выдержать ни один мост.

Ширина гусеницы была 1,10 метра. Каждую гусеницу тянет свой двигатель, двигатель танка они называли «Mайбах». (Действительно, на «Маусе» была применена электротрансмиссия, и привод каждый гусеницы осуществлялся с помощью своего электромотора)

Как всё это работало, я не знаю. То ли «Mайбах» там какой-то дизель заводит, то ли дизель «Mайбах» заводит, а тот уже крутит гусеницы, я не знаю. Но каждую гусеницу крутит свой двигатель. Вот, что я узнал об этом танке. Больше я ничего не знаю. Но, действительно, очень грозная штука.»